Язык плаката
Вроде совсем недавно нас окружали яркие красочные плакаты с лозунгами на тему труда, науки, армии, с призывами «хранить деньги в сберегательной кассе» и о вреде алкоголя и табака. Они висели повсюду и их вроде не замечали. С распадом Союза «советскую пропаганду» пренебрежительно списали в утиль и только коллекционеры и ценители старины разглядели в красочных листах произведения высокого искусства, хранящего аромат эпохи «великого и могучего».
Редкость старых плакатов объясняется недолговечностью их существования, развешанные по административным организациям или сельским конторам вместо обоев, через пару-тройку лет они менялись на новые. Советские плакаты с короткими емкими фразами врезались в память навечно и прочно вошли в лексикон и мы, не задумываясь, повторяем плакатные слоганы: «Накопил и машину купил», «Болтун находка для шпиона», «Депутат – слуга народа».
Большую часть печатных материалов в Советском Союзе составляла политическая реклама или как сейчас говорят «советская пропаганда». Плакаты призывали трудиться на благо отечества и верить в светлое коммунистическое будущее, которое должно наступить при жизни появившегося после Великой Отечественной войны поколения. Образы мужественных нефтяников и сталеваров на фоне буровых вышек и домен и крепких колхозниц, собирающих отменный урожай, а позже комсомольцев, осваивающих космос и строящих Байкало-Амурскую магистраль сегодня самые востребованные сюжеты. Ими украшают кафе и офисы в стиле ретро, и даже интерьеры современных квартир.
Плакатов с прославлением великих вождей революции выпускалось огромное количество. После осуждения «культа личности» многие из них поспешили уничтожить, тем самым существенно подняв в цене для современных коллекционеров. Плакаты с портретами Ленина, оставались неизменным атрибутом кабинетов всех советских учреждений до развала Союза. Вождь смотрел на нас с октябрятских и комсомольских значков и партбилетов коммунистов. Плакаты с отцом Октябрьской Революции, годовщина которой будет отмечаться в этом году, встречаются часто, хотя подрастающее поколение, если и узнает Ленина, то мало что может сказать о его роли в судьбе страны. На днях студентки, рассматривая портрет Владимира Ильича, задались вопросом, а когда он жил? Чтобы помочь им я протянул юбилейный рубль, отчеканенный к столетнему юбилею вождя и датами снизу 1870-1970.
– О! – обрадовались подсказке студентки, – он умер в 1970 году!? Лозунги и дифирамбы на плакатах вождей потеряли актуальность, но остаются яркими свидетельствами прошедшей эпохи.
Правила техники безопасности на производстве и поведение на дорогах еще одна грань плакатного искусства. Художники изощрялись показать последствия непродуманных действий в ярких запоминающихся трагических образах. Некоторые плакаты кажутся наивными, однако их назойливые призывы с каждого столба, вероятно, сохранили немало жизней. Постоянным спросом пользуются плакаты карикатурного содержания, высмеивающие пороки недостойные советских граждан. Пьяницы, гулены, растратчики социалистической собственности и взяточники предстают в самом неприглядном виде. Темы эта, к сожалению, остается актуальной, но уже широко не афишируется.
Срок существования киноафиш – как самостоятельного жанра плакатного искусства – самый короткий. Выполнив свою пропагандистскую и рекламную роль, по окончанию киносеанса они интересовали разве что пионеров, собирающих макулатуру. Сегодня киноафиши стали наиболее собираемым жанром среди коллекционеров-плакатистов. Отыскать качественный, неиспорченный старый лист – задача непростая, зато на просторах интернета можно найти копии практически всех советских плакатов, которые тиражируются предприимчивыми печатниками. Следует заметить, что новоделы ценятся у коллекционеров немногим дороже ксерокопий долларовых купюр.
А в завершении хочется повторить лозунг с плаката 1919 года – «Граждане, храните памятники искусства».
Экскурс.
За четверть века работы с памятниками прошлого мне часто приходится слышать банальную фразу «Неужели это кому то интересно? А мы всё выбросили на свалку!». Такая участь постигла многие предметы старины, за которыми «охотятся» коллекционеры. И потому я с грустью вспоминаю эпизод своего детства. В середине шестидесятых телевизоры в нашем сибирском поселке наблюдались один на две улицы. Основным развлечением оставалось кино, которое каждый вечер крутили в Доме Культуры. Я записывал в особую тетрадку-дневник названия всех фильмов,
которые посмотрел, а чтобы лучше помнить сюжеты, рядом приклеивал рекламный плакатчик, вырезанный из областной газеты. Там же у меня находились открытки с фотографиями актеров и кадрами из фильмов, где они снимались. Приложением к дневнику служили настоящие киноафиши, напечатанные на плотной бумаге, которые я снимал с доски объявлений, возвращаясь поздно вечером домой с очередного сеанса. Таким хулиганским способом я собрал более двух сотен афиш, они хранились в нескольких рулонах на чердаке нашего дома. Судьба их мне неизвестна. Вспомнил я о них уже в зрелые годы, когда увидел на распродаже небольшую киноафишу начала семидесятых годов, за 200 долларов.
Александр Камышев,
кандидат исторических наук.