Статья в журнале Bishkek Life №1 2014 "Советский фарфор -шедевры уходящей эпохи"

Советский фарфор – шедевры ушедшей эпохи.

Бум коллекционирования фарфоровых статуэток советского периода, начавшийся 5-6 лет назад постепенно стихает. Бишкекчане вероятно помнят ежедневные бегущие строчки на нескольких телевизионных каналах «Дорого купим советские статуэтки». Тогда заезжие дилеры из России, Казахстана и Узбекистана, скупали по квартирам, на блошиных рынках и в антикварных салонах творения художников советской школы. И так небогатый антиквариатом кыргызстанский рынок был основательно подчищен. Сегодня встретить советские фарфоровые статуэтки 50-60 годов большая удача.
«Все познается в сравнении» - говорили древние мудрецы. Люди старшего поколения захватили те времена, когда статуэтки Ленинградского и Дулевского фарфоровых заводов в богатом ассортименте стояли на прилавках даже сельских магазинов. Надо отметить, что фарфоровые «игрушки» не пользовались особым спросом, одни из-за пресыщения агитационными мотивами, другие, вызывающие умиление детские фигурки, почитались лишь обывателями. После падения железного занавеса на просторы СНГ хлынул поток примитивных фарфоровых фигурок из Китая, Польши, Голландии с галантными сценами, женскими головками и прочими атрибутами мещанского вкуса и на этом фоне реалистичная, изящная и профессионально расписанная продукция фарфоровых заводов СССР предстала шедеврами ушедшей эпохи. Немаловажную роль в начале коллекционного бума сыграла и ностальгия. – «Хочу найти статуэтку такую, как стояла у моей бабушки и которую я в детстве разбила». Так и началось повальное увлечение советским фарфором. Однако, коллекционирование фарфоровых статуэток советского периода – это не просто ностальгия по безвозвратно ушедшему прошлому, каждая из этих милых и по-своему забавных фигурок рабочих, тружениц села, спортсменов и солдат Красной Армии отражение своего времени и его культурных особенностей.
За двадцатилетний стаж работы в антикварном салоне мне довелось подержать в руках редкие высокохудожественные работы, хотя любуясь ими ежедневно, увлечься коллекционированием фарфоровых статуэток я так и не сподобился. И все же, для тех, кого творения советских мастеров не оставляет равнодушными и кто решился собрать произведения искусства, могу дать несколько советов.
Прежде всего, следует определиться: приобретаете ли вы красивую безделушку, для украшения интерьера или вы делаете грамотные инвестиции в раритетное произведение искусства. В первом случае вам подойдет любая понравившаяся статуэтка, которая радует глаз и излучает положительную энергию. Только будьте предельно внимательны, более половины предлагаемых на рынке фарфоровых изделий, прошли профессиональную реставрацию, другими словами склеены и подкрашены. Такие статуэтки тоже находят своих покупателей среди тех, кого не смущают предрассудки, что треснутый фарфор в доме к несчастью. Начинающие коллекционеры, рассчитывающие с годами получить гораздо больше, чем вложили в антикварные вещи, должны быть более внимательны, поскольку столкнутся с рядом трудностей, первая из которых - подделки. Сегодня антикварный рынок заполнен фальсификатами. Советский агитационный фарфор изготавливают в Европе, Китае и даже в Японии, а Российские фарфоровые заводы наладили производство новоделов, не на самом высоком уровне, повторяя редкие советские сюжеты. Благо, что в Кыргызстан массовых поступлений антикварных подделок пока не наблюдается. Прежде чем начать сбор «раритетов» придется обзавестись каталогами и изучать маркировку советского фарфора и точно знать, в какие годы, каким цветом и размером наносились фирменные знаки.
Цену на предметы коллекционирования определяет спрос, и здесь нет четких критериев, хотя, прежде всего, учитывается дата изготовления: - чем старше, тем дороже. На втором месте сохранность, - отсутствие сколов и трещин. Немаловажна и тематическая направленность. Предпочтение отдается многофигурным композициям людей, сказочным и литературным персонажам, скромнее котируется анималистика, иными словами фигурки зверей и птиц. Следует заметить, ценность представляют не только известные изделия знаменитых мастеров, но и работы неизвестных авторов. Такие работы редки, и их скромные тиражи, как правило, не повторялись. А чем реже - тем дороже, и уникальность часто перевешивает в глазах коллекционеров художественную ценность. Истинные ценители фарфора собирают в основном чашки и настенные тарелки российских фарфоровых заводов XIX в. Кузнецова и Гарднера, но таких в нашем городе не замечено и разрозненные предметы старинных столовых сервизов остаются пока не востребованными.
Фарфор в позднем средневековье назвали белым золотом и соответственно оценивали, однако этот благороднейший и совершенный материал имеет один недостаток - он хрупок. В этой связи уместным будет совет по его сохранности. Лучше всего хранить статуэтки в застекленных витринах, защищая от пыли и повреждений в то же время имея постоянную возможность для эстетического наслаждения шедеврами ушедшей эпохи.
Что бы оставить память о произведениях прикладного искусства, понравившиеся статуэтки, проходившие в разное время через наш салон, фотографируются. Некоторые из них снимков представлены читателям Bishkek Life.
Эксперт антиквариата,
кандидат исторических наук,
Александр Камышев.