Князь фалеристики.
Если внимательно присмотреться к настольным медалям, посвященным юбилеям Киргизии, то на многих из них можно отыскать отчеканенную мелким шрифтом фамилию автора – В.В. Копотев. Более ста видов сувенирных значков, посвященных разнообразным событиям советской Киргизии и несколько первых правительственных наград суверенного Кыргызстана, сделаны по эскизам этого мастера, незадолго до своего ухода, получившего звание Народного художника.
Мое знакомство с Вячеславом, одним из старожилов Фрунзенских коллекционеров, состоялось сорок лет назад в парке Панфилова, где по выходным собирались нумизматы-любители. В кляссере одного из них я обнаружил редкую, видимо древнерусскую монету. На аверсе просматривался портрет хипповатого правителя и круговая легенда старославянскими буквами с именем князя, а на реверсе рыцарь в доспехах. Монета мне очень понравилась и я начал торговаться, предлагая в обмен, имеющуюся у меня мелочь. Невысокого роста длинноволосый собиратель выбрал затертый российский пятак, а я стал счастливым обладателем славянского раритета, попутно пытаясь выяснить историю князя, выпускавшего монеты со своим профилем.
– А что разве не похож? – улыбнулся коллекционер, – это я свои собственные монеты чеканю. Вот здесь проставлена моя монограмма 2В, что означает Вячеслав Викторович.
Так началась моя дружба с художником Вячеславом Копотевым. Кстати, именная монета послужила поводом для нумизматов называть художника между собой «князь».
Завсегдатель клуба коллекционеров к своему хобби подходил с профессиональной точки зрения. Круг его интересов не замыкался тематическими рамками советских или российских монет, он собирал денежные знаки и медали всего мира с античных времен до современности, но с оригинальным идейным воплощением или как он сам говорил «шедевры медальерного искусства». Его авторские медали, в то время уже члена Союза художников СССР и активного участника международных, всесоюзных и республиканских выставок оседали в крупных музеях Москвы и Ленинграда, частных коллекциях дальнего зарубежья и накапливались в Кыргызском государственном музее изобразительных искусств.
Историческая тема одна из основных в творчестве художника. Вячеслав на досуге с целью «художественной штудии» копировал работы древнерусских мастеров, оттачивая свой талант, вырезал чеканы серебреников и златников, а порой и фантазийные сюжеты на исторические темы. Медали и копии Фрунзенского художника-медальера, подаренные Государственному Эрмитажу стали объектом научной статьи о подделке русских монет X-XI в. Резьбе на монетах, как увлечению молодости, художник не предавал особого значения и часто их раздаривал. Это было каким то чудом, когда затертый медяк или серебряный полтинник превращался в миниатюру с древнерусскими ладьями, плывущим вдоль городов с куполами церквей или изображение русских воинов в шлемах и кольчугах. Постигая тайны славянской письменности, медальер переносил древние высказывания на металл, сохраняя изящную каллиграфию средневековых текстов. Со временем у художника выработался собственный псевдославянский стиль в написании легенд на монетах для индивидуального пользования. Вряд ли художник догадывался, что его увлечение имеет трехсотлетнюю историю, и что в Америке это направление в нумизматике под названием «хобо никель» в скором будущем станет исключительно модным. Богатое наследие художника разошлось по коллекциям местных нумизматов, поменяло владельцев, и иногда становятся объектом неожиданных «открытий».
– Вот нашли необычную древнерусскую монету. Помогите определить, – часто приходиться мне слышать.
Одним из первых значков, изготовленного по эскизам молодого художника, пришедшего на работу Художественный фонд Киргизской ССР в середине шестидесятых, стал портрет великого полководца М.В. Фрунзе. До этого выпускник Фрунзенского художественного училища преподавал рисование и черчение в средней школе. Второй его работой, разошедшейся многотысячным тиражом стал значок «Иссык-Куль». По замыслу автора в лаконичной миниатюре два зеленых деревца на берегу озера символизируют влюбленную парочку. Это, возможно, единственная лирическая композиция. Дальнейшие заказы для художника-проектировщика связаны с достижениями и юбилеями горной республики. Его памятные значки и медали чеканились в том числе на Московском и Ленинградском монетных дворах.
Увлечение Вячеслава отечественной историей привело к созданию серии медалей «600 лет Куликовской битве», «Чоро – воин Манаса», «Каменные идолы», «Крещение Руси – крушение язычества», и оформлению музейного комплекса Бурана чеканными картинами по истории династии Караханидов X-XI вв.
Кроме еженедельного общения в клубе коллекционеров мне доводилось встречаться со Славой и по другим поводам. В 1995 году в кабинете президента Аскара Акаева в составе государственной комиссии мы обсуждали проект первых монет суверенного Кыргызстана, посвященных 1000-летию эпоса Манас. Профессиональные советы медальера повлияли на выбор эскиза, в конечном итоге реализованного в металле. К сожалению, Национальный банк не использовал в полной мере богатый творческий потенциал художника при создании юбилейных и памятных монет.
Звездным часом Вячеслава Копотева стала работа над эскизами первых государственных наград. Если сравнивать сохранившиеся рисунки и конечный результат, то можно заметить, что оригинальные идеи художника воплощены в металле почти без изменений. Самобытные с национальным колоритом кыргызские награды резко контрастировали с традиционными советскими медалями. Особенно, как считал художник, ему удались орден Манаса и медаль «Данк» – что переводиться с кыргызского как «Слава».
– Сколько сил и нервов вложено в этот проект, а результат остался незамеченным, – сокрушался Вячеслав на встрече друзей-нумизматов спустя пятнадцать лет.
– А ты сходи в отдел награждений и потребуй себе награду, – в шутку посоветовал кто-то.
Каково же было наше удивление, когда через несколько дней медальер сообщил, что в комиссии его приняли радушно и включили в списки для награждения медалью «Данк».
– Нашла Слава Славу – радовались мы успеху нашего коллеги по увлечению.
К 70-летнему юбилею Вячеслав подготовил свою первую персональную выставку, где друзья и гости Бишкека смогли оценить масштаб дарования классика медальерного искусства Кыргызстана.
В последние годы Вячеслав занимался в основном живописью, но продолжал интересоваться и нумизматикой, подготовив для оформления книги «Нумизматика Кыргызстана», несколько рисунков древних монет, к сожалению так и не вошедшие в издание. Активно он сотрудничал и с авторами книг «Ведомственные награды современного Кыргызстана» и «История Кыргызстана в медалях и значках», что позволило обобщить богатое творческое наследие медальеров нашей республики.
О том, что Народный художник Копотев В. В. или просто «Князь» покинул этот мир, друзья узнали неделю спустя, поскольку Вячеслав не пришел на очередную встречу коллекционеров. В память о друге представляю несколько его работ.
Статья в журнале " Золотой червонец" №4 декабрь 2017 г. "Князь фалеристики"
Submitted by alexkamyshev on Sat, 03/03/2018 - 19:09