Error message

  • Deprecated function: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in include_once() (line 20 of /home/md70jpj5gfyj/public_html/includes/file.phar.inc).
  • Deprecated function: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in drupal_get_feeds() (line 394 of /home/md70jpj5gfyj/public_html/includes/common.inc).

Статья Дарьи Буржубаевой о моем творчестве. "Литературный Кыргызстан №1 2022 г.

Дария Буржубаева
ПИШЕТ, КАК ЖИВЕТ. А ЖИВЕТ ОН ИНТЕРЕСНО
На протяжении постсоветского времени в современной литературе страны складывалась проза тех, кто, непосредственно занимаясь профессиональной или любительской деятельностью – разработкой месторождений, прокладыванием дорог, археологическими изысканиями, альпинизмом, спелеологией, поисками древних городищ и письменных знаков, сокровищ в виде различных артефактов, представляющих интерес для исторической науки, при этом пережив вместе со всеми трудные времена 1990-х годов – смог дать оценку пережитому и виденному в многочисленных документальных очерках, перерастающих в увлекательные рассказы и повести. Среди них прочно утвердилось имя писателя Александра Камышева – его герои буквально заражают своей целеустремленностью, активностью души и отвагой. В его произведениях перед читателем раскрываются не только фрагменты истории страны, но и судьбы людей, на которых они отразились. Эта литература не требует сверки с историческими фактами, она правдива целиком и полностью, узнаваема, принимаема своим поколением безоговорочно.
Творчество прозаика Александра Камышева, инженера-изыскателя, ученого-нумизмата, кладоискателя и антиквара, коротко можно охарактеризовать так: он пишет, как живет, а живет он интересно. Родившись во второй половине прошлого века, писатель познал голодные шестидесятые, жгучее желание выбраться из деревенского существования в далекой Сибири, учебу, наконец, пробу своих сил в выбранной профессии и увлечение коллекционированием монет, которое привело его к серьезной науке – нумизматике.
Его перу принадлежат книги, представляющие интерес для нумизматической науки и для тех, кто увлекается историей восточных монет: «Раннесредневековый монетный комплекс Семиречья», в соавторстве «Валюта Кыргызстана: история и современность», «Введение в нумизматику Кыргызстана», «Клады медных монет Тимуридов и Шейбанидов», «Ведомственные награды суверенного Кыргызстана», а также сборники художественных произведений «Записки кладоискателя», «Нумизматы и нумизматери».
Отдавая должное его научной деятельности, в которой Александр Михайлович на государственном и международном уровнях достиг серьезных успехов, передал миру в ярких, красочных иллюстрациях и подробных описаниях историю и современность денежной валюты Кыргызстана, систематизировал материалы по восточной нумизматике и наглядно представил в богато иллюстрированных изданиях, следует отметить, что в литературно-художественных произведениях он сумел раскрыть многие особенности археологического ремесла, а главное – представить образ человека, находящегося в вечном поиске, неуемного, влюбленного в свое дело искателя, не устающего раскрывать тайны, скрытые в недрах земли, удивляться и радоваться находкам, при этом человека, возможно, имеющего некоторые слабости, но в целом порядочного, надежного, обладающего честью и достоинством.
«Путь к познанию истины лежит через любовь» – эта средневековая суфийская истина имеет непосредственное отношение к главному персонажу настоящей статьи, ибо только такой прирожденной любовью к поискам неизведанного, граничащей с безудержным юношеским азартом и авантюризмом, можно объяснить его деятельность на изыскательском, археологическом и литературном поприщах. Быть может, поэтому предпочтение хочется отдать тем произведениям, в которых автор вводит читателя в сферу, связанную с непосредственным участием героев в поисках кладов. Для этих рассказов, эссе и очерков присущи приключенческий запал, ожидание невероятного, ненасытное стремление к открытиям, порой разочарования, которые, однако, не способны остановить героев.
Мир антиквариата, в котором есть многое: давность происхождения предметов, их история, движение по странам, судьбы людей, прикоснувшихся к ним, все это облечено Камышевым в художественно-документальную прозу. Тема кладоискательства красной нитью проходит по его многим произведениям, включенным в книгу «Записки кладоискателя». Кроме нее, есть и другие темы, связанные со студенчеством, любовными историями, встречами с известными людьми, оставившими неизгладимый след в памяти автора, а также приключениями, которые пришлось пережить героям в различных экспедициях, дальних поездках. Особенностью этих произведений является то, что они насыщены фактами. Поражают осведомленность автора в тонкостях инженерного дела, связанного с изыскательскими работами, в археологических премудростях, отличная память, богатый запас специальных терминов, а самое интересное – автор способен заразить читателя азартом своих героев, которые отправляются на поиски древних сокровищ. И если обычно приключенческая литература основывается на безудержных фантазиях писателей, то здесь приключения искателей сокровищ происходят в реальной действительности, о чем свидетельствуют официальные названия экспедиций, месторождений, имена ученых, географические названия местностей.
Хотя в аннотации к книге «Записки кладоискателя» говорится, что реальные люди у него носят свои имена, все же в почти каждом произведении присутствует сам автор под вымышленным именем. Это заметно невооруженным глазом, так как в их судьбах отражена его собственная жизнь. К примеру, Михаил, герой повести «Маятник», восемнадцать лет «проработал в Институте инженерных изысканий сначала простым инженером, потом начальником буровой партии», затем из-за прекращения инженерных изысканий был вынужден оставить основную работу и заняться коммерческой деятельностью, что соответствует сведениям из биографии самого писателя. Читатель окунается здесь в заботы и тревоги отдельного человека, который был выбит из привычной колеи в результате глобального крушения государственной системы, повлекшего за собой потерю жизненных ориентиров и профессий. Хорошо, если у человека есть воля к жизни, не позволяющая опускать руки ни при каких обстоятельствах. Таков и Михаил, который остро чувствует свою ответственность перед семьей и изо всех сил старается не оказаться накрытым лавиной безысходности и отчаяния. Ему предлагают прибыльную работу – поехать прорабом в Россию, однако он отвергает это предложение, вероятно, видя в этом неверный ход, ибо это означало на совершенно новом месте осваивать другую профессию, не связанную с поисками и открытиями. Он намеревается заняться антикварным делом, поскольку чувствует в себе интерес к древностям. Повесть состоит из трех рассказов, в них показаны различные ситуации, связанные с трудностями, которые пришлось герою преодолевать в своем необычном бизнесе. Перед читателем предстает целая галерея самых разных лиц – обладателей антиквариата, среди которых авторитеты из общества коллекционеров, крутые бизнесмены и простой люд, несущий в антикварную лавку семейные реликвии из-за того, что они оказывались ненужными вследствие предстоящего отъезда в другие края или желающие что-то получить на кусок хлеба. Несомненно, писатель здесь сумел отдельными штрихами передать в некоторой степени драматизм ситуации, когда приходится отказываться от фамильных реликвий, сопровождавших несколько поколений, но после ухода старшего поколения оказывавшихся совершенно ненужными. Здесь, на мой взгляд, автору можно было бы от констатации фактов перейти к более глубокому насыщению драматизмом изображаемых обстоятельств путем обращения к психоанализу и другим приемам литературного творчества.
В этой книге не меньший, а может, даже больший интерес вызывает цикл рассказов под названием «Записки кладоискателя». Двадцать шесть рассказов – это двадцать шесть жизненных историй, которые пришлось пережить главному герою, ведущему речь от первого лица, и, хотя он старается не называть своего имени, все же здесь чувствуется желание самого автора не отдавать эту роль вымышленному персонажу, а самому выступить главным героем. Здесь могут возникнуть проблема художественности и опасность оставаться в рамках документального очерка.
Конечно, есть огромное и совершенно справедливое искушение назвать некоторые произведения этого цикла документальными, поскольку они основаны на действительных датах и событиях, в них называются конкретные имена действительно существующих людей, обозначено конкретное время, даются исторические, археологические сведения, географические наименования, то есть характеризуются большим познавательным разнообразием. Кроме того, в них не происходит процесса становления характера героя в его конфликтах с окружающей общественной средой, а больше показано состояние личности в той или иной ситуации. Однако вот какая штука – очерковая литература не отличается особой занимательностью, в ней нет интриги, нет ожидания какого-то чуда, а эти произведения Александра Камышева интригуют, читатель с интересом ждет развязки события, в основе которого лежат поиски какого-нибудь сокровища, словом, царит приключенческий дух. Обратимся к фактам.
В рассказе «Искушение», как и в других, описываются поисковые работы, здесь указаны реальные лица, это известная в стране личность Валентина Дмитриевна Горячева, руководитель археологического отряда, называется местность, где в раннем Средневековье на Великом Шелковом пути стоял богатейший город Навекат, а сейчас происходят раскопки. Интересной в данном рассказе оказывается ситуация, когда выясняется, что нельзя одновременно быть археологом и коллекционером из-за возможного появления у коллекционера искушения тайно присвоить то, что не может принадлежать ему. Герою пришлось пережить мучительные терзания, когда он обнаружил в одном из склепов раковину каури, служившую древним людям как украшение или заменяющую деньги, и загорелся жгучим желанием присоединить ее к собственной коллекции древних монет. В рассказе, с одной стороны, даны познавательные сведения о жизни и быте древних зороастрийцев, раскрывается специфика археологического ремесла, а с другой, дается житейская ситуация, показана внутренняя борьба человека. Герой признается себе, что «действительно, он слаб и мудрые ограничения предохраняют его от излишних соблазнов».
В рассказе «Отпуск в палатке с видом на Бурану» читатель может почерпнуть много полезного из истории местного края. К примеру, существуют различные легенды, связанные с башней Бурана, расположенной в Чуйской долине, но автор приводит весомые доказательства, что это сторожевая башня, откуда хорошо и далеко просматривается долина, и всегда с ее высоты можно обнаружить надвигающиеся войска врагов. Или всякому, например, любопытно будет узнать у очевидца, что из себя представляет зиндан – довольно глубокая яма, куда в Средневековье, да и позже, опускали преступников, где они чаще всего находили свою смерть. В рассказе также предлагаются различные гипотезы, основанные на найденных артефактах древности во время археологических раскопок. Реальные факты наполняются дыханием жизни, взаимоотношениями людей, их речью, поведением в той или иной ситуации, житейскими эпизодами. В этом рассказе звучит также надежда героя, что его дело будет продолжено его детьми, в частности, дочерью, которая, еще будучи школьницей, сопровождала отца в его экспедициях и всегда проявляла интерес к поисковой работе, отличалась эрудированностью и готовностью к работе. Однако, как часто это бывает, не суждено было сбыться этой надежде видеть ее рядом: она нашла свое призвание в совершенно другом направлении – бизнесе и праве.
Герой Александра Камышева – мечтатель особенного склада, он всегда стремится к воплощению своей мечты, он прирожденный искатель, во все времена готовый к открытиям, причем для него возраст не имеет никакого значения. С горечью он говорит: «Мог ли я представить, что первооткрыватели часто остаются в тени, а славой пользуются другие?» И это тоже отдельная тема для разговора, требующая творческой разработки.
В рассказе «Ключ к кладу» герой находит клад древних монет, около четырех тысяч медно-свинцовых дирхемов, причем весь процесс описывается со всеми подробностями, что позволяет читателю понять психическое состояние искателя, находящегося на грани настоящего открытия. Поверить тому, что это было на самом деле, заставляет не только наличие реальных лиц, но и то, с какой тщательностью описывается весь процесс.
Следует обратить особое внимание на концовки рассказов – в них всегда есть момент неожиданности или какое-либо суждение ироничного характера. Например, в рассказе «Проклятье фараонов» повествуется о раскопках древних погребений, в течение которых с копателями, которые попытались нарушить покой мертвых, происходят необычные случаи – пропадают их вещи, сумка с деньгами, фотоаппарат и бейсболка, а главный герой едва не оказывается погребенным в катакомбе под обрушившимся на него трехметровым карнизом из песка и глины. В конце концов выясняется, что это вовсе не проклятье умерших, а виновницей является собака, которая, как сорока-воровка, присвоила эти вещи, утащив их в свою конуру, а главный герой просто нарушил технику безопасности, сунувшись под оседающую почву.
В рассказе «Монастырь армянских братьев» автор увлекает повествованием о том, как происходили раскопки храма-молельни армянских братьев, обозначенного на Каталонской карте XIV века и находящейся на полуострове в районе села Курменты, а также о том, как археологи пытались постичь тайны каменного сооружения – Таш-Рабата. Результаты раскопок оказались незначительными, не удалось найти мощи святого апостола евангелиста Матфея, предположительно захороненные здесь в XIV веке, не получилось разгадать назначения каменного памятника культуры, однако интересен сам процесс поисков, куда были вовлечены известные ученые-археологи, выдвигавшие самые различные гипотезы, каждая из которых имела свои научные аргументации, и это все должно быть интересно читателю, которому не чужд приключенческий дух.
Жизнь человека заканчивается когда-нибудь, а сокровища в виде древних украшений, монет, керамической посуды и других предметов обихода, принадлежавшие ему, остаются существовать дальше, передаваясь в другие руки как предмет коммерции или в наследство. Эта грустная, печальная нотка звучит в рассказе «Наследство» и вызывает бурю чувств, заставляет задуматься о том, что вечно и что преходяще. Здесь совершенно к месту автором приведены слова болгарского коллекционера и писателя Богомила Райнова: «Мы только собираем эти реликвии, но они нам не принадлежат. Они принадлежат вечности. Мы уйдем, а они останутся». Так и в жизни: то, что представляло для человека огромную ценность, в какое-то время перестает таковым быть, а затем и вовсе оказывается ненужным, поскольку человек не может быть вечным, как эти неодушевленные предметы.
Наконец, завершает книгу «Записки кладоискателя» автобиографическое эссе «Родословная», которое проясняет многое из этого сборника, подтверждает документальность событий, имен, а главное – окончательно расставляет все точки над «i» в характеристике некоторых персонажей. Я обеими руками присоединяюсь к мнению Александра Камышева о том, что «долг каждого перед будущим поколением – сохранять историю своего рода». Можно было бы здесь добавить, что важно не только знать свою родословную, но и интересно находить, узнавать в себе и своих близких черты ушедших предков, угадывать будущее своих детей и внуков. Это эссе читается с особым чувством, поскольку оно отразило не только судьбы людей, но и социально-экономическое, политическое и нравственное состояние общества, показало карьерный путь, испытанные трудности и достижения самого автора. Обладая даром ученого-искателя, автор постарался обратиться к самим истокам происхождения своей фамилии, вглубь истории, а затем, вбирая в круг как можно больше имен, рассказал буквально о каждом родиче, по ходу вспоминая случаи и истории, грустные и веселые, связанные с ними, тем самым делая повествование более занимательным, живым, привлекательным. Думается, это эссе стало настоящим подарком для родственников автора, имена которых он запечатлел на бумаге и дал им возможность жить вечно.
В 2018 году вышла следующая книга автора под названием «Нумизматики и нумизматери». Каждый рассказ в ней связан с какой-нибудь историей, в которой непременно присутствуют денежные знаки. Названия всех рассказов чаще всего включают в себя имена, это свидетельствует о том, что автору важен не столько предмет его нумизматического увлечения, сколько сами люди, дающие произведению живую плоть. Книга начинается с рассказа «Аня Белова», в которой в художественном плане показаны истоки его увлечения нумизматикой. Если в человеке природой заложен дух искателя и собирателя, он начинает проявляться уже в раннем детстве. Автором показан образ мальчишки, в котором не только горит желание с кем-нибудь соперничать в простом коллекционировании спичечных этикеток или марок, но и просыпается серьезный интерес к постижению тайн истории.
В следующем рассказе «Елена Дмитриевна» подчеркнута важная мысль о том, что любовь школьника к знаниям может появиться, если его к ним будет вести настоящий педагог, использующий живой наглядный материал и увлекающий в это путешествие своей любовью к предмету.
Поистине, если предначертано судьбой иметь в будущем дело с монетами, то они будут попадаться человеку на его жизненном пути в самых различных ситуациях. В рассказе «Водитель Николай» звучит убеждение в том, что монеты обладают мистической силой и способны наказывать людей за их проступки. Кстати, этот мотив встречается и в других рассказах писателя.
Главная ценность книги «Нумизматики и нумизматери» заключается в том, что автор вводит читателя в мир нумизматической науки, где звучат имена выдающихся российских и отечественных историков, археологов и нумизматов, таких как академик Михаил Евгеньевич Массон, профессор Елена Абрамовна Давидович, академик Борис Анатольевич Литвинский, профессор Борис Дмитриевич Кочнев, профессор Валентина Дмитриевна Горячева, и других ученых, с которыми сотрудничал Александр Камышев, у которых учился постигать эту увлекательную науку нумизматику.
Помимо работ, вошедших в этот сборник, есть немало произведений автора, опубликованных в журнале «Литературный Кыргызстан». В них наблюдается интерес автора к социальной проблематике, пусть даже основанной на использовании автобиографического материала, где изображаются школьное детство («Суслики»), юность («Исповедь атеиста»), трудовая жизнь («Валентина Великая»). Рассказы отличаются насыщенностью событиями, большим кругом персонажей и действий. Рассказ «Суслики» отразил в себе негативные последствия советской партийной политики в сельском хозяйстве, показал эпоху сквозь призму мальчишеского сознания. В других рассказах и очерках автор продолжает развивать темы, связанные с нумизматическим делом, описывает жизненные ситуации, случаи с неожиданными поворотами, словом, предлагает читателю то, что ему представляется интересным («Вожики», «Монета от Валентина»).
Невольно приходит мысль о том, что вся написанная им литература – это повествование о нем самом, о его страсти, которая ветвилась, разрастаясь все шире и шире, сделала его настоящим ученым-историком, авторитетным знатоком восточной нумизматики, видным специалистом в этой области. Однако такой вывод несколько ограничен. В его произведениях видится живой человек со всеми человеческими слабостями и достоинствами, живущий в определенной среде и конкретном времени, от которых он зависит, он борется с обстоятельствами, терпит поражения и одерживает победы. В нем, в его судьбе, начиная с босоногого детства до того, как он сложился как личность, отражена история страны с ее эпохальными событиями. А это и есть человековедение, как назвал Максим Горький литературу. Созданная на стыке документалистики и художественной прозы литература Александра Камышева должна привести читателя к размышлениям о сути человеческой жизни, которой каждый распоряжается по своему разумению, а значит, побуждает каждого задумываться и о собственной судьбе.