К вопросу о датировке Таш-Рабата по материалам археологических раскопок 2011 г.
Объектом исследования Иссык-кульской археологической экспедиции являлась, находящаяся в аварийном состоянии яма неизвестного предназначения, расположенная в одном из помещений архитектурного памятника Таш-Рабат. Первоочередной задачей ставилось укрепление её стенок от дальнейшего обрушения. Работа осуществлялась с 19 по 28 июля 2011 г. за счет спонсорской поддержки золоторудной компании «Чаарат», обеспечившей отряд пиломатериалами, горнопроходческим оборудованием и взявшей на себя транспортные расходы и затраты на проживание.
Во многих научных изданиях и туристических проспектах Таш-Рабат называют караван-сараем, построенном в XV веке. Хотя он удален от караванной трассы и укрыт в труднопроходимом ущелье на высоте около 3500 м. над уровнем моря. Комплексные историко-археологические и архитектурно-искусствоведческие исследования в 1978-81 гг. самого загадочного средневекового архитектурного памятника Кыргызстана позволили определить его как стационарное жилище монастырского типа, построенного на рубеже X-XI вв. (Перегудова, 1989, стр. 65). Археологические раскопки дали очень бедный вещественный материал как внутри помещений, так и за его пределами. Собранные фрагменты однотипной керамической посуды датируются X-XI вв. В завале одного из помещений найдены 6 чагатаидских монет второй половины XIII века. Отсутствие артефактов XV и более поздних веков – времени, как полагают, интенсивного эксплуатации здания в качестве караван-сарая, свидетельствует о многовековом запустении памятника. На основании проведенных раскопок С.Я. Перегудова сделала однозначный вывод: здание монастырского типа, построенного в Х веке в труднопроходимом ущелье в стороне от оживленной трассы Великого шелкового пути, после краткосрочного обживания было заброшено и использовалось эпизодически как временное убежище. При этом были аргументировано опровергнуты выводы предыдущих исследователей, датирующих здание XV в. и связывающих его появление с караванной торговлей.
Однако, вопреки имеющимся археологическим данным, продолжает доминировать иная версия, высказанная выдающимся русским востоковедом В.В. Бартольдом и поддержанная основателем археологической школы в Киргизии А.Н. Бернштамом (Бернштам, 1950, стр. 109-116). Их уверенность базируется на письменном источнике «Тахир-и Рашиди», сочиненном Мухаммадом Хайдаром во второй половине XVI века. Её автор утверждал, что Таш-Рабат построен Мухаммед-ханом, правителем Могулистана в первой четверти XV века. Вот только нет ответа на самый простой вопрос, для чего им воздвигнута мощная крепость в столь удаленном и суровом уголке своих владений. Не находят подтверждения сведения Мухаммада Хайдара и о мечети, высотой в пятнадцать гязов (1 гяз = 62 см), выстроенной на западной стороне рабата. Абсолютно достоверными сведения историка признать сложно, поскольку Мухаммад Хайдар описывал события, происходящие за 130 лет до своего рождения. Скорее всего, автор просто хотел польстить потомку Мухаммеда султану Кашгара Абу-Рашиду, которому посвятил свой труд.
И хотя описание сооружения и его местонахождение у историка не совпадают с изучаемым памятником, авторитет великих ученых заставил всех поверить, что Таш-Рабат – караван-сарай XV века. Никого не смущает и то, что он расположен в 18 км от основной караванной трассы, а это по старым меркам почти день пути. До настоящего времени нет однозначного ответа о функциональном назначении Таш-Рабата, традиционно его называют караван-сараем, хотя за 150 лет исследований высказано множество версий о строительстве столь величественного каменного здания в стороне от основной торговой трассы (Галицкий, Плоских 1982, стр. 110-120). И сегодня появляются новые, в прочем ничем не обоснованные высказывания, что это крепость для защиты некого рудника в одном из соседних ущелий, добывающего цветные металлы (Иманкулов, 2009 стр. 19). Обследование прилегающей местности выявили лишь горно-разведочные выработки середины 50-х годов ХХ столетия.
Противопоставление письменного источника «Тахир-и Рашиди» и археологических данных, собранных во время реставрационных работ породило версию, что в эпоху династии Караханидов X-XI вв. на этом месте существовала некая застройка, а затем на ее развалинах в XV в. воздвигнут Таш-Рабат (Табалдиев 2020, стр. 47). Существует предположение, что Таш-Рабат – это монастырь армянских братьев, обозначенный на Каталонской карте XIV в. (Камышев, 2009 стр. 21), впрочем, и эта версия требует подтверждения рукописными источниками или артефактами.
Для сбора археологического материала, был составлен проект закрепление и расчистки колодца, не пройденного ранее археологами, в комнате №20. Там, под двумя каменными плитами, покрывавшими всю площадь пола с размерами 2,8 х 3,8 м., были обнаружены две ямы. Первая, заполненная костями домашних животных и мелких грызунов, оказалась погребом с размерами в плане 83х95 см и глубиной 1.5 м. Под другим камнем находилась яма диаметром 1,15 м, выдолбленная в сланцевом грунте и заполненная элювиальными почвенными наносами с редкими включениями мелких кусочков ганчевой штукатурки и углей. При раскопках 1979 года яма не дала археологических находок, а ее дно зафиксировано не было, хотя выемка заполнения достигла 4,2 м. Предполагалось, что это колодец и что он засыпан и прикрыт огромными камнями специально, возможно, уже в период упадка здания (Перегудова, 1989, стр. 40). Неопределенность функционального назначения ямы привело к созданию нескольких версий и породило множество легенд, бытующих среди местного населения. Самыми распространенными, кроме колодца, считались предположения, что это подземный ход, зиндан (подземная тюрьма), бадраб (выгребная яма) или потайная комната.
За прошедшее после реставрационных работ время стенки ямы оплыли до диаметра 2.2 м, обнажив фундамент трех стен до глубины 3,2 м. Во многом этому способствовал открытый световой люк, через который в яму попадают атмосферные осадки. Для предотвращения дальнейшего обрушения стенок колодца и его расчистки было принято решение установить деревянную крепь. После установления верхнего венца крепления до глубины 2,0 м. над устьем колодца был смонтирован горнопроходческий вороток, и дальнейшая выемка грунта проводилась с его помощью.
В процессе очистки колодца выяснилось, что после археологических раскопок 1978-81 гг., остановившихся на глубине 4,2 м. предпринимались несанкционированные попытки докопать яму. В её центре отмечен современный мусор до глубины 5,0 м. На глубине 5 метров сечение колодца принимает эллипсовидную форму с размерами 1,15 м. в направлении восток - запад и 1,90 м. в направлении север-юг. У стенок колодца отмечены ненарушенные наслоения почвенного грунта, кусочков угля, ганча и мелкой дресвы.
В интервале 5,0 – 5,5 м. в ненарушенном культурном слое найдены обломки керамической посуды, зафиксированные под номерами тр-1 – тр-6 и прямоугольный кусочек ганча размером 8х4х2 см. с косой насечкой на одной из сторон тр-7. Керамические обломки от бытовой кухонной посуды размерами до 6 см. толщиной до 6 мм., в основном изготовлены с помощью гончарного круга. Фрагмент тр-2, с остатками покрытия светло желтым ангобом вероятнее всего от кувшина. Керамический обломок тр-3 представляет часть венчика горшкообразного сосуда открытого типа с диаметром устья до 30 см. Обломок тр-4. закопченный снаружи, представляет фрагмент котелка. Это единственный из найденных в колодце, артефактов, изготовленный без помощи гончарного круга.
В интервале 5,5 – 6,0 состав заполнения оставались неизмененными и однородными по всему сечению колодца. Обнаружено несколько обломков керамики (тр-8 – тр-13) размером до 13 см и толщиной до 1 см. Наиболее выразительные обломки тр-8 и тр-9 представляются фрагментами горшкообразного сосуда, покрытого светло желтым ангобом. На плечиках сосуда сохранилось остатки петлеобразной ручки и орнаментальный поясок из параллельных желобков. На одном из обломков между двумя рядами желобков заключен волнистый поясок. Подобная керамической посуды характерна для Х – XI вв. (Кожемяко 1959 стр. 55-57). Фрагмент тр-13 представляет обломок донца крупного сосуда с диаметром основания около 25 см. Технология его изготовления отчетливо просматривается на боковом сколе, когда к отдельно изготовленному дну наращивались стенки, такая технология изготовления гончарных изделий так же характерно для Х – XI вв.
На глубине 6,0 – 6.5 м. диаметр колодца начал сужаться от всех стенок. Заполнение оставалось прежним, но керамических обломков не отмечено. На глубине 6.5 м. произошла смена наслоений. Дно колодца упирается в плотные окварцованные сланцы светло серого цвета. Попытки древних строителей пройти эти этот скальный монолит не дали положительных результатов. Диаметр колодца резко уменьшается и на глубине 6,8 м. колодец заканчивается. Отбитый щебень скального кварца не извлечен на поверхность и устилал дно колодца в интервале 6,5 – 6,8 м. Границам между ним и темными элювиальными наслоениями просматривалась довольно четко. Чистый не смешанный с более поздними наслоениями щебень на дне колодца может свидетельствовать лишь о том, что яма не использовалась по назначению, каким бы оно не планировалось. При встрече скальных пород работы в неё были прекращены, яму закрыли каменной плитой и постепенно она заполнилась элювиальными отложениями, в том числе и обломками керамики в интервале 5,0 – 6, 0 м характерными для Х – XI вв.
После очистки колодца, крепление его пиломатериалами до глубины 4,2 м. было оставлено. На уровне 1 метра от поверхности установлен полог из досок, а сверху устье закрыто металлической решеткой. Второй металлической решеткой закрыт квадратный погреб. Опасная зона огорожена досками и обозначена предупредительными табличками.
Проведенные в 2011 году археологические раскопки на Таш-Рабате позволили сделать следующие выводы:
Для автономного водоснабжения внутри здание планировалось прокопать колодец. Версии о зиндане и бадрабе или потайной комнате оказались не состоятельными. Находки в колодце керамики X-XI вв. подтверждают опубликованную ранее датировку С. Я. Перегудовой и отвергают предположение, что Таш-Рабат был построен на месте ранее существующего здесь сооружения X века.
Таким образом, время строительства архитектурного памятника Таш-Рабат однозначно следует признать рубежом X-XI вв. Для установления функционального назначения, затерянного в горах Тянь-Шаня сооружения, требуется провести дополнительные археологические исследования.
Опираясь, на полученные в результате археологических исследований данных, можно сделать историческую реконструкцию. Некая богатая христианская община, имеющая в своих рядах искусных строителей, уходила с захваченных мусульманами территорий на Восток в страну толерантных тюрок. Находящиеся у власти карлукский каганат еще до конца не определился в выборе существующих верований и на его землях соседствовали буддийские, несторианские и манихейские храмы. Выбрав укромное место, на небольшом расстоянии от оживленной караванной трассы миссионеры в короткое время выстроили для себя монастырь. Но просуществовало христианская община в суровых горах Тянь-Шаня не долго, судя по незначительному культурному слою не более полувека. Дальнейшая судьба христиан неизвестна, а вот историю воздвигнутого ими каменного шедевра зодчества, наглядно раскрывают археологические наслоения. Укрытое в труднодоступном месте здание, постепенно ветшало и разрушалось, служа приютом для редких и случайных путников, а в последующие столетия кашарой для скота.
Древние сооружение требующие для возведения большого труда и искусства всегда считались чем-то сверхъестественным и сопровождаются множеством легенд и сказаний. Информация о каменном христианском монастыре в горах Тянь-Шаня дошла и до христианской Европы, и при составлении Каталонского атласа XIV века его нанесли на карту вместе с другой достопримечательностью этого края – озером Иссык-Куль. На ней рядом с изображением озера начертана схема монастыря с крестиком и интригующая надпись: «Это место называется Исыкол, здесь расположен монастырь армянских братьев, где, как говорят, хранятся мощи святого апостола и евангелиста Матфея».
Список используемой литературы
Бернштам, 1950, Бернштам А. Н., Архитектурные памятники Киргизии изд. АН СССР М.-Л.,1950, стр. 109-116
Галицкий, Плоских 1982 Галицкий В., Плоских В.М. К изучению Таш-Рабата// По следам памятников истории и культуры Киргизстана, под редак В.М. Массона и В.М. Плоских Фрунзе «Илим» 1982, стр. 110-120
Иманкулов Д 2009 Иманкулов Д. … а у меня - серьезные исследования // Вечерний Бишкек от 9 10 2009 г.
Камышев А.М. 2009 Камышев А.М. Таш-Рабат – это «монастырь армянских братьев» // Вечерний Бишкек от 18 09 2009 г.
Кожемяко П.Н. 1959 Кожемяко П.Н. Раннесредневековые города и поселения Чуйской долины. Фрунзе 1959 г.
Перегудова 1989, Перегудова С. Я. Таш-Рабат, Фрунзе «Илим» 1989 стр. 68
Табалдиев 2020, Табалдиев К.Ш. Исследование археологических памятников несторианства в Кыргызстане // Христианство в Кыргызстане История и современность. Сборник статей международной конференции Бишкек, 13-14 мая 2019. Б., «Триада Принт» 2020 -194 с.
Камышев А.М. к.и.н.,
руководитель Таш-Рабатского отряда,
Иссык-кульской археологической экспедиции